Ранний детский аутизм (РДА) считается одним из наиболее тяжелых психических расстройств у детей, характеризующихся отсутствием интереса к внешнему миру, нарушением контакта с окружающими, задержкой интеллектуального развития, слуховой и визуальной отрешенностью, стойким негативизмом к обучению, ранним проявлением патологии психического развития. Реабилитация таких детей направлена на обучение ребенка адекватным формам поведения, коммуникации.

При синдроме раннего детского аутизма ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Он не может понять собственные эмоциональные переживания, строить взаимоотношения между собой и окружающими его людьми. Особые трудности возникают при установлении зрительного контакта. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.

Часто наблюдается задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. При этом наедине с с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи. Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».

Доказано, что генез заболевания основан на повышенной эмоциональной чувствительности и слабости энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения, такие как аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы.

Аутизм — сложное нарушение развития, требующее особого комплексного подхода — доброго и терпеливого отношения к аутичному ребенку родителей, воспитателей (учителей), которые должны создать общую атмосферу доброжелательности и заботы об особом ребенке в группе детей. Это эффективный путь социализации аутичного ребенка, организации его обучения и воспитания.
В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов: врач-педиатр; врач-психоневролог; психолог; коррекционный педагог; социальный работник.

Пожелания родителям

Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательна». Помощь такому ребенку — это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими. Это потребует от родителей и близких ребенка с синдромом аутизма большого мужества и выдержки, которые позволят посмотреть в глаза реальности и принять правду такой, какая она есть.

Очень часты случаи, когда близкие не хотят признавать диагноз. Они начинают водить ребенка на консультации к разным специалистам в надежде, что диагноз будет опровергнут. Это защитная реакция, попытка спрятаться от жестокой правды. Стесняясь проблем своего ребенка, испытывая по этому поводу комплекс неполноценности и боль разочарования, родители аутичного ребенка не до конца откровенны даже с профессионалами, часто стараются скрыть все нюансы неадекватного поведения своего ребенка или же интерпретируют их в выгодном для него свете.

Часты случаи, когда близкие мешают разным специалистам наладить взаимодействие. Если им не нравится то, что говорит об их ребенке специалист, или результаты занятий оказываются не такими, как они ожидали (надеясь на быстрое и благополучное разрешение ситуации), они бросаются на поиски другого педагога, обманывая тем самым самих себя и создавая недопустимые и вредные для развития ребенка условия.