Психологические методы изучения аффекта

Автор: Жикулина Марина Александровна, медицинский психолог БУЗ Орловской области «Орловский психоневрологический диспансер».

Убийство либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного неправомерными действиями потерпевшего, влекут за собой значительное смягчение наказания.

Определение психологического содержания правового понятия «аффект» и составляет предмет исследования экспертами – психологами при проведении КППЭ в амбулаторном судебно – психиатрическом экспертном отделении БУЗ «ОПНД».

Диагностика эмоциональных состояний экспертом – психологом измеряется с помощью ряда методов. Распространенным является метод наблюдения. Предметом наблюдения могут быть мимика, пантомимика, изменения тембра голоса человека и другие признаки внешнего выражения эмоций. Очевидно, этот метод пригоден для целей экспертного исследования лишь в ограниченной мере.

Таким образом, недоступность для непосредственного наблюдения объективных признаков исследуемого состояния приводят к необходимости его реконструкции по имеющимся в распоряжении эксперта данным о событиях, происшедших задолго до проведения экспертизы. Для решения этой задачи эксперт – психолог тщательно изучает материалы уголовного дела, свидетельские показания, дополнительные сведения, которые возможно получить у обвиняемого в ходе направленной беседы. Тщательный анализ показаний свидетеля и обвиняемого, а также изучение других материалов уголовного дела позволяют установить, насколько последовательным и целенаправленным являлось поведение субъекта, были ли его действия адекватными их целям в момент совершения преступления. Изучение и психологический анализ этих факторов дают психологу информацию о состоянии сознания подэкспертного. В ходе изучения материалов уголовного дела эксперт - психолог дает психологическую оценку изученным действиям; поведению подэкспертного после совершения преступления (постаффективное состояние); анализ свидетельских показаний о внешнем виде человека в момент совершения противоправных действий и после них; ситуацию, в которой совершено преступление (ее конфликтность с психологической точки зрения); сведения, характеризующие личность подэкспертного, анамнестические и иные данные.

Недостаточность сведений в материалах уголовного дела эксперт – психолог компенсирует, уточняя интересующие его детали самоощущений в период совершения субъектом противоправных действий путем проведения клинической беседы с подэкспертным. Полученные этим путем данные существенным образом дополняют сведения, полученные экспертом при изучении уголовного дела. Так как в этих обстоятельствах психолог имеет возможность для целенаправленного выяснения деталей ситуации и самоощущений подэкспертного. 

В целях выяснения особенностей личности подэкспертного, эксперт – психолог изучает биографические и автобиографические данные об условиях формирования личности, его эмоциональной устойчивости (или лабильности), поведения в состоянии опьянения. Для диагностики личности используются различные методики, их условно можно разделить на интеллектуальные (выявляют продуктивность интеллектуальной деятельности, особенности познавательной сферы испытуемых) и личностные (выявляют черты характера, особенности личности и пр.). Единый комплекс тестовых методик для всех случаев проведения экспертиз состояния аффекта определить невозможно. Выбор их для проведения в рамках судебно – психологических экспертиз в значительной степени определяется конкретными задачами каждой отдельной экспертизы. Излагая ход экспериментально – психологического исследования, эксперт не только перечисляет методы, которыми он пользовался, но и указывает, в чем состояла основная цель этой части экспертизы.