Тиманькова Е.С. Психологический аспект иппотерапии в коррекционной работе с детьми с ранним детским аутизмом

Ранний детский аутизм  (РДА) считается одним из наиболее тяжелых психических расстройств у детей, характеризующихся отсутствием интереса к внешнему миру, нарушением контакта с окружающими, задержкой интеллектуального развития, слуховой и визуальной отрешенностью, стойким негативизмом к обучению, ранним проявлением патологии психического развития. Реабилитация таких детей  направлена на обучение ребенка адекватным формам поведения, коммуникации.

Одним из таких методом реабилитации является иппотерапия. Этот метод имеет большое количество преимуществ перед другими реабилитационными методиками и при комплексном подходе дает большой эффект.

 Иппотерапия помогает задействовать все сенсорные системы, и, что не менее важно, создает у детей с аутизмом достаточно сильную мотивацию, а также формирует один из первых видов взаимодействия «действие-реакция-действие». Лошадь выступает в качестве посредника между ребенком с РДА и окружающей действительностью. Это  происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью протекает на невербальном уровне, что позволяет ребенку, страдающему РДА, как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней. Поэтому, был выбран метод иппотерапии для  реабилитационно-коррекционных занятий с детьми, имеющими проблемы в развитии, в Областном психоневрологическом диспансере.

Занятия иппотерапией проводились на ипподроме г.Орла в 2012г., с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, и их родителями. Количество участников в группе -13, возраст от 6 до 14 лет. Периодичность - один раз в неделю, 60 минут. Курс занятий - 10. Перед началом реабитационных мероприятий  проводилось тестирование детей с помощью методик,  направленных на изучение уровня тревожности, коммуникативной сферы, общего эмоционального состояния. Также занятий проводилось диагностирование и консультирование родителей. Каждое занятие проводилось по стандартной схеме.

Первая часть занятий – это приветствие, поглаживание и кормление лошадей, привезенным с собой лакомством (хлебом, морковкой, сахаром). В этот момент активируются телесные, зрительные, слуховые и другие рецепторы. Стимулируется процесс развития детей с недосформированным восприятием, развиваются навыки социализации. На этом этапе некоторые дети не принимали изменения в окружающей обстановке, отказывались подходить к животному, проявляли яркие эмоциональные реакции, стремились прекратить занятие.

Вторая часть - катание на лошади. Лошадь выбиралась по определенным критериям. Это взрослое животное, не участвовавшее  в скачках и бегах,  с покладистым характером, спокойное,  выносливое,  имеющее большой опыт общения с людьми,  не боящееся щекотки (спокойно реагирующее  на прикосновение к ушам, хвосту, пояснице); не слишком высокое. Лошадью управляет опытный инструктор. Коновод ведет лошадь во время занятия и помогает инструктору. Он держит животное под уздцы и способен пресечь малейшую непокорность.  

Лошадь становится связующим звеном между внутренним миром ребенка, страдающим РДА, и окружающей действительностью. Требуется концентрация внимания, что повышает способность ребенка адекватно реагировать на внешние раздражители. На этом этапе  и происходит формирование у ребенка новых моделей поведения. Общение с мощным и грациозным животным вызывает  массу различных эмоций у всех участников группы.  У  большинства детей выявляются усиление аутостимуляции. Это является как признаком  активизации и усложнения отношений с миром.

Итоговая часть занятий – совместное катание на лошади родителей с детьми. Это способствовало лучшему поддержанию и  углублению контакта между ребенком и лошадью.

Результативность воздействия иппотерапии на детей, страдающих  РДА, оценивалось по  снижению уровня тревожности в восприятии внешнего мира, существенном  увеличении исследовательской активности, улучшении коммуникативных возможностей, общей нормализации эмоционального состояния, увеличении объема произвольных движений.

Таким образом, иппотерапия является  одним  из эффективных методов реабилитации  детей с РДА, оказывающим положительное влияние на их эмоциональное состояние.