Реализация подпрограммы «Психические расстройства» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» (2012-2016гг) в Орловской области

В 2012 году начался второй этап реализации подпрограммы «Психические расстройства» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», которая действует в Российской Федерации с 2007г. Цель программы: удовлетворение прав больных на получение высококвалифицированной, качественной и доступной психиатрической помощи, улучшение диагностических и лечебно-реабилитационных возможностей психиатрических учреждений.

В рамках программы обеспечивается комплексный подход к лечению и реабилитации психических расстройств – ведение пациента полипрофессиональной бригадой, внебольничная реабилитация в обществе, психосоциальная работа в амбулаторных условиях. Благодаря финансированию подпрограммы Орловский областной психоневрологический диспансер получил возможность применения новых методов лечения и реабилитации лиц с психическими расстройствам. На новом этапе развития клубной работы в Орловском психоневрологическом диспансере, закупив всё необходимое для реабилитации больных с помощью творчества, продолжил свою работу кружок «Умелые ручки». Графика, рисунок, аппликация, поделки из глины, вышивка радуют самих пациентов и их родственников. Творческие работы объединены в новой выставке для участия в Декаде инвалидов Орловской области - 2012, на которой, как и в предыдущие годы надеемся на получение дипломов и призов.

Изучая группу новых методов реабилитации лиц с психическими расстройствами, специалисты полипрофессиональной бригады ОПНД остановили свой выбор на  анималотерапии – терапии животными. Анималотерапия включает в себя терапию лошадьми (иппотерапию), собаками, кошками, дельфинами и т.д. Общаясь с животными больные с психическими расстройствами познают мир непосредственно через животное – его эмоции, характер, поведение, нивелируются страхи. Пациенты учатся общаться, преодолевать трудности повседневной жизни.

Дети-аутисты редко кого пускают в свой внутренний мир, они часто боятся общаться с другими детьми или агрессивно настроены к внешним раздражителям, в том числе к другим детям и взрослым людям, считая их опасными для себя. Иппотерапия успешно используется в лечении и реабилитации детей-инвалидов, страдающих синдромом раннего детского аутизма. Цель занятий иппотерапией – не научить ребенка ездить верхом, а восстановить нарушенные эмоционально-волевые и ментальные функции, чтобы ребенок мог ими пользоваться в жизни.  Метод иппотерапии является официально признанным медициной во всем мире. В европейских странах распространен такой вариант как райд-терапия. От иппотерапии отличается тем, что пациент по возможности должен сам управлять лошадью. Основной упор делается на физический контакт с животным и применение различных упражнений лечебной физкультуры. В Голландии применяется метод «поездка на конной кровати» - в трехколёсную повозку-раму запряжены две обученные лошади, а между ними в специальном гамаке находится пациент. Во время движения лошади как бы массируют лежащего между ними больного своими телами.

Занятия в детской группе по иппотерапии в БУЗ «ОПНД» проходили 3 раз в неделю по 60 мин, всего - 10 занятий. Занятия вели – врач-психиатр, психолог, инструктор по конному спорту. Занятия начинались с кормления животного, затем - катание на лошади, далее - посещение конюшни, кормление животных в стойлах. Отдельное занятие было посвящено катанию на коляске.
Схема медико-психологического подхода была следующей:

  1. Высаживание и катание ребёнка на лошади;
  2. Катание матери на лошади;
  3. Совместное катание матери и ребёнка на лошади.

По итогам иппотерапевтических занятий будет проведено пролонгированное медико-психологическое исследование, результаты которого будут опубликованы в научных сборниках. По окончании цикла иппотерапии можно констатировать, что все дети стали более спокойными, общительными, уменьшились страхи, улучшилось взаимопонимание между матерью и ребёнком, а также в целом взаимоотношения в семье.

 Автор: Астахова Ольга Алексеевна