Образование и уровень интеллекта Автор: медицинский психолог БУЗ «ОПНД» Жданов С. В.

Интеллект определяется как "индивидуальные способности к целенаправленным действиям, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию со средой (в частности, успешное разрешение трудностей)". (Клиническая Психиатрия, ГЭОТАР МЕДИЦИНА, Москва, 1998, стр.481)

В данном определении, как и во многих других, участвуют три компонента: когнитивный, мотивационный, коммуникативный. Что вполне оправдано: если мы оцениваем интеллект по результатам деятельности, то вычленить из нее когнитивный компонент можно, и то в определенной степени, когда сама деятельность носит чисто когнитивный характер, т. е. полностью изолирована от жизненного контекста. Например, игра в шахматы. Но тогда возникает законный вопрос - а кого может заинтересовать такая деятельность, и насколько плоды ее оценки переносимы в реальную жизнь? Ведь довольно легко можно себе представить непрактичного, ушедшего в себя гениального шахматиста. С формально-логическими операциями он будет справляться блестяще, а вот общая его адаптация недостаточна.  Когнитивный компонент может быть измерен результативностью выполнения тех или иных заданий, другие компоненты приходится определять "на глаз", хотя их значение для общей адаптации ничуть не меньше.

В определениях интеллекта прослеживаются общепринятые положения: 1- интеллект не является суммой знаний и умений, 2 - интеллект оценивается по приспособленности к окружающей среде. С практической стороны игнорирование образования явным образом противоречит здравому смыслу. По крайней мере в нашей, европейской, городской модели  существования. Налаженный и стандартизированный образ жизни не требует особых усилий по адаптации. Достаточно научиться выполнять несложные рутинные операции на работе, а вне работы вести себя как классический потребитель - и приспособление достигнуто. Да, в нем можно выделять разные уровни, но это уже другая задача, необходимость решать которую возникает не столь часто. Усредненный  член современного человеческого сообщества вполне способен  адаптироваться и при довольно низком уровне интеллекта.
При этом для успешной адаптации необходимо иметь определенную сумму знаний и умений, хотя бы для того, чтобы в стандартных ситуациях ролевого общения суметь взаимодействовать с окружающими.
Предполагается, что базового образования, 9 классов общеобразовательной школы  вполне достаточно.  Практический опыт показывает, что лица, успешно окончившие 9 классов (и продолжившие образование или же имевшие во время обучения хорошие и отличные оценки по ряду основных предметов) почти всегда достаточно приспособлены к рядовым ситуациям общения и достигают удовлетворительной жизненной адаптации. Не удивительно, что психиатры в клинической беседе стараются выявить соответствие запаса школьных знаний некоему общепринятому минимуму, взятому из школьной программы.

Минимум при этом понимается субъективно - врачи, как правило, успешно учившиеся в школе, в силу известной психологической закономерности, склонны судить о других по себе. В результате  людям с низким общеобразовательным  уровнем иногда предъявляют задания, стопроцентно доступные только людям с высшим образованием (объяснение переносного смысла пословиц, некоторые географические вопросы, сравнение понятий на уровне абстрактных категорий). Конечно, при определенном опыте работы складывается понимание, какие вопросы являются условно общедоступными для интеллектуальной нормы, однако такое знание остается личным опытом психиатра и не переходит в категорию публичного профессионального знания.

Следует добавить, что школьный уровень образования в последнее время падает, и процесс этот также нуждается в объективной оценке.

Ниже приводятся  данные наблюдений за призывниками, зафиксированные в 2014 году. Проблемными призывниками считались те, кто не продолжил образование после 9-го класса (или учился в училище/ техникуме не больше года). В ходе весеннего призыва среди проблемных призывников Новосильского, Новодеревеньковского, Верховского и Мценского военных комиссариатов Орловской области были отмечены следующие результаты:

  •  "чем отличается остров от полуострова?" ответило 53%;
  •  объяснение смысла пословиц - ответило 55%;
  •  задача на сложение в пределах сотни (35+17 и т. п.) - справилось 44%;
  •  задача посчитать площадь пола в комнате 3х3 м - справилось 64% (вопрос задавался в основном обучавшимся по строительным специальностям).

В ходе осеннего призыва 2014 года (все районы Орловской области) было уточнено понимание переносного смысла пословиц. От призывников требовалось без подсказки и наводящих вопросов дать развернутую формулировку смысла пословицы. Задавались обычные пословицы: "как аукнется...; яблоко от яблони...; не плюй в колодец...; куй железо…" и т.п.
Лица с образованием только 9 классов ответили в 37% случаев.
Лица с образованием 9 классов плюс 1 или 2 курса техникума (бывшие ПТУ) в 49%.
Лица, окончившие 11 классов или техникум (3-4 курса) - 52% правильных ответов.

Подсказки, наводящие вопросы, примеры других пословиц облегчают выполнение задачи. Многие призывники, интуитивно улавливая смысл, затрудняются сформулировать свои мысли. Там, где возможен односложный ответ, результаты значительно выше. Так, большинство призывников, неспособных объяснить смысл пословиц, понимают переносный смысл выражения "кишка тонка" - "слабый".

Из двух схожих по смыслу пословиц: "как аукнется..." и "не плюй в колодец..." первая более доступна, вероятно, в силу более простой синтаксической структуры. Также имеет значение обстановка, в которой происходило обследование: незнакомое место, люди, естественное волнение, вызванное процедурой обследования - многие призывники не могли сосредоточиться, собраться с мыслями, а отвечать требовалось сразу.

Вероятно, подобные вопросы следует рассматривать как одностороннюю пробу: положительный ответ имеет диагностическое значение, отрицательный - такого значения не имеет.